Бог верит в нас! Кровля для храма…

Не только мы верим в Бога, но и Бог верит в нас… Именно такими словами мы руководствовались, когда приступали к такому сложнейшему делу как консервация и последующее восстановление церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы в с. Пёт Рязанской области. Введенская церковь уникальна, так как является единственной сохранившейся церковью Рязанской области, построенной в стиле северного модерна.


Цель и задачи

Цель нашего проекта — собрать средства на закупку строительных материалов и оплаты работ по восстановлению крыши алтарной части храма и остановить протечки, которые разрушают храм. На это требуется большая сумма денег, по предварительным расчетам 437 000 рублей, так как уникальный храм требует максимального аутентичного восстановления, а большие размеры и отсутствие квалифицированных мастеров в районе повышают стоимость работ.


О проекте

Здравствуйте дорогие братья и сестры и все неравнодушные миряне!


Наверно именно с этих слов мы бы начали наш рассказ о своем уникальном храме. Судьба которого, сравнима с судьбой не вовремя рожденного ребенка, рано оставшегося без родителей, и не выбирающего себе более лучшей и сладкой доли, а просто живущего вопреки всем невзгодам смутного послереволюционного Богоборческого времени.

Фото сверху — Введенский храм в с. Пёт 04.04.2015 года

История. Информации об этом удивительном храме крайне мало. Впервые село Пёт (Пят) упоминается в окладной книге по Рязанской епархии в 1676 году. В селе находилось 78 дворов, из них один боярский и два поповых. Храм был освящен в честь Святого Георгия Победоносца.

В 1850 году помещик Кашкаров возводит на месте старой деревянную церковь освященную во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Престолов три: главный — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, приделы: правый в честь святого Николая Чудотворца, левый в честь Святого Георгия Победоносца. Эта же схема расположения престолов была сохранена в последующем каменном храме. Дворов в те годы в селе было уже 368.

В 1889 году построили церковно-приходскую школу. В 1900-м имелся конный завод Кондрашова. К слову, с 1799 по 1923 год село Пёт относилось к Тамбовской губернии.

В 1912-1913 годах неподалеку от деревянной церкви была возведена новая каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на средства купца Портнова, предположительно к 300-летию Дома Романовых. Строил храм местный житель Никанор Васильевич Гавриков по проекту гражданского инженера из Санкт-Петербурга Александра Георгиевича Молокина. Храм был построен добротно, с использованием новаторского железобетона и калориферного отопления, и может служить примером характеризующим высокую архитектурную культуру.

На рубеже ХIХ-ХХ веков начала складываться крупная российская пищевая промышленность, в том числе в разных местах стали возникать и бурно развиваться крахмало-паточные фабрики. Одно из таких предприятий было в селе Пёт. Также там были расположены многочисленные животноводческие фермы и сельскохозяйственные угодья. Возможно, размеры строящегося храма были задуманы в расчёте на развитие крупного производства с большим количеством жителей села?

Из истории села мы видим, что храм строился накануне революционных событий. И, по воспоминаниям старожилов, службы в нём совершались только лет десять. Потом храм закрыли. Всех служителей отправили в ссылку, кого-то расстреляли, все иконы разобрали либо сожгли. Потом в храме сделали склад зерна, овощей и мяса. Долгие годы храм эксплуатировался не по назначению, а потом стоял в запустении, прельщая вандалов молодой России.

После 1993 года в селе закрыли крахмальный завод, прекратили заниматься сельским хозяйством, укрупнили школу и село потухло. А храм продолжал стоять вопреки всем невзгодам!

Фото сверху. Черно-белое фото храма 1970-х годов. Цветное фото июнь 2015 года.

Уникальность. После краткой исторической справки мы можем ответить на вопрос: Так в чем уникальность этого храма?

На сегодняшний день Введенский храм является единственным сохранившимся храмом во всей Рязанской области, построенном в неорусском/модерн стиле. В стиле так называемого северного модерна. Как раз в те годы в Санкт — Петербурге сложилась замечательная школа русского модерна, одним из ярких представителей которой был епархиальный архитектор А.П. Аплаксин. Его проекты Успенской церкви на Волковском кладбище в Санкт — Петербурге и церквь Георгия Победоносца Моцкого погоста, удивительно похожи на Введенскую церковь в с. Пёт. Также много общих черт с Введенским храмом имеет церковь Алексия Метрополита Московского в пос. Тайцы Ленинградской области, которую спроектировал известный петербургский архитектор И.В. Экскузович. Что легко объясняется тем, что Молокин А.Г., А.П.Аплаксин и И.В. Экскузович были современниками и земляками. Впечатляет, что храм большой, несоразмерно большой даже для самого большого числа жителей, когда-либо живших в этом селе. Удивительно, но в церкви нет ни одного тёмного места – окна расположены таким образом, что здание, несмотря на разруху и заброшенность, полностью освещёно пересекающимися лучами света. И как уже говорилось, этот огромный храм был тёплым. Так же в храме находится удивительная фреска мало известного в современном мире преподобного Ефрема Сирина. Ефрем Сирин — учитель покаяния, число наименований его сочинений насчитывает до тысячи, не считая составленных им и отчасти вошедших в богослужебное употребление молитв, проповедей и бесед. Наличие фрески этого святого еще одна отличительная особенность этого провинциального храма.

Фото сверху — Введенский храм в с. Пёт в 2014 году.

Фото сверху слева — Успенская церковь на Волковском кладбище Санкт — Петербурга в 1913 году, архитектор А.П. Аплаксин, фото сверху справа — проект церкви Георгия Победоносца Моцкого погоста в 1910 году, архитектор А.П. Аплаксин.

Фото сверху — алтарная часть Введенского храма в с. Пёт Пителинского района Рязанской области, фото снизу — алтарная часть Церкви Алексия Метрополита Московского в пос. Тайцы Гатчинского района Ленинградской области, сделанное Игорем Майоровым в феврале 2015 года. Год постройки церкви между 1916-1922 гг.

Несомненно, необходимо воскресить этот храм — памятник архитектуры из небытия и вдохнуть в него новую жизнь!

СегоДня. Успехи. После развратного, все дозволенного, безнаказанного опьянения демократией в Россию пришло тяжкое похмелье, где народ увидел, что натворил. Натворил сам, вместе, радуясь… И захотелось людям покаяться за прошлое и помолиться за будущее. За то, чтобы их дети и внуки не знали такого разрушительного опьянения.

Уже около 10 лет местные жители пытались привлечь внимание спонсоров и восстановить храм, но дело дальше старта не продвигалось.

И вот в 2015 году по благословению Епископа Касимовского и Сасовского Дионисия началось медленное восстановление церкви. Небольшая группа активистов, упорно верящих в успех дела, из числа местных жителей, неравнодушных мирян Москвы и других городов взялись за дело.

За три теплых месяца мая, июня и июля активистам удалось:

— расчистить храм от земли на высоту до 60 см.

— расчистить крыши северного, западного и южных входов в храм от растительности.

— расчистить внутренне помещение храма от мусора и обвалившейся штукатурки.

— расчистить часть подвального помещения в северо-западной части храма.

— максимально закрыть оконные проемы поликарбонатом.

— сделать временную алтарную перегородку.

— в августе месяце добровольцы Добровольческого объединения молодёжи РеставросЪ при Патриаршем центре духовного развития детей и молодёжи Данилова ставропигиального мужского монастыря (г. Москва) аккуратно очистили всю крышу от буйной растительности, сделали лестницу на колокольню, продолжали расчистку подвалов восточной стороны. За что им огромное-огромное СпасиБо!!!


Чудо есть!!!

Неравнодушными людьми в храм была возвращена одна престольная икона Георгия Победоносца, а также нам кажется, что проявилась фреска над алтарем!

04.08.2015 года в нашем храме прошла большая архиерейская служба, которую возглавлял Епископ Касимовский и Сасовский Дионисий. С тех пор, один раз в месяц в храме проводятся службы. Так как в храме холодно, такое расписание служб посчитали оптимальным в зимнее время.


Потребности. Но время и погода не на нашей стороне. На сегодняшний день необходим срочный ремонт крыши, желательно всей крыши. Так как протечки разрушают кладку сводов и стен, отсыревают и обваливаются и без того немногочисленные фрески, развиваются плесень и грибок. Но ремонт всей крыши сейчас невозможен, т.к. он сложный, долгий и дорогостоящий, цепляющий одну стадию ремонта за другой.

Поэтому было принято оптимальное решение по частичному восстановлению крыши:

1) ремонт алтарной части крыши, т.е. замена стропил и обрешетки + монтаж кровельного железа;

2) ремонт крыш входов с северной, западной и южной частей;

3) частичное восстановление кирпичной кладки;

4) восстановление луковичек и крестов на входах.

Помогите нам в реализации этого сложного, дорогого, но очень нужного проекта. Ведь не только мы верим в Бога, но и Бог верит в нас! И толь если мы все вместе будем плечом к плечу, копеечка к копеечке у нас все получится!

Не забывайте!

Бог дает надежду тем, кто мечтает.

Дает чудо тем, кто верит.

И никогда не оставляет тех,

Кто идет с Ним.

Запись опубликована в рубрике храмы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.